вторник, 10 марта 2015 г.

Твоя речь со стороны. Осторожно: ударение!


Ударение
Сказка

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю, значения у части из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — это же просто чёрточка!» Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слова на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»! Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все представили, что перед ними живые грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился Атлас, вместо Капель — Капель, вместо Дорога — Дорога, Города — Города. И сколько еще таких слов образовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почётных мест в своем собрании и с этих пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

                                   Ирина Подгаецкая

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а "колидор",
"Дилектор входит в кабинет...",
"Закрыт магАзин на обед...",
"Хозяйка моет стаканЫ",
"Секёт свеклу...",
"Пекёт блины..."
И до меня дошел черед:
Портфель он пОртфелем зовет.
Но мне не зря "Родную речь"
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ! - несется со двора, -

 Тебе домой идти пора! 
- Не трогай малыша, ПетЯ,
Ведь ты большой, а он дитя!

ПетЯ обижен на ребят:
- Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю. Тимянский

Стихи-запоминалки

Комментариев нет:

Отправить комментарий